× Карта сайта
Sound
Звуковое сопровождение

На сайте присутствует звуковое сопровождение.

Чтобы прослушать текст необходимо выделите его мышкой

Специальные возможности Специальные возможности

Контроль качества педагогических кадров, легализации, признания и нострификации документов об образовании

Отдел легализации, признания и нострификации документов об образовании

Краткая информация о направлении деятельности:

Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 года ПП-2909 в соответствии с требованиями к осуществляемым в социально-экономической сфере реформам с целью поднятия качества образования на новый уровень, а также дальнейшего совершенствования контроля качества образования в системе непрерывного образования, осуществления государственной политики в сфере контроля объективного оценивания качества подготовки кадров и эффективности учебного процесса определено образование Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан на базе Управления по контролю за качеством подготовки кадров, аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений Государственного центра тестирования.

Согласно постановлению Президента было принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об организации деятельности Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан» от 18 июля 2017 года № 515, согласно которому была создана и начала свою деятельность Государственная инспекция по надзору за качеством образования (далее – Государственная инспекция).

Согласно постановлению утверждена структура Государственной инспекции. В организационной структуре Главного управления качества педагогических кадров, легализации, признания и нострификации документов об образовании создан Отдел легализации, признания и нострификации документов об образовании и налажена его деятельность. В отделе 4 штатных единиц.

Согласно постановлению Кабинета Министров следующие обозначенные в качестве основных задачи непосредственно связаны с деятельностью отдела:

- организация признания и нострификации (определения эквивалентности) документов об образовании, выданных в зарубежных странах;

- проставление апостиля на официальных документах, выдаваемых образовательными и научно-исследовательскими учреждениями.

Кроме этого, наряду с вышеперечисленными основными задачами, перед отделом поставлены следующие важные задачи. В частности:

- реализация государственной политики по признанию документов об образовании в зарубежных странах;

- обмен информацией о достижениях в области регулярных международных связей с соответствующими органами иностранных государств в области образования и международными организациями, признание документов об образовании с ними в области образования, в том числе в зарубежных странах;

- изучение передового опыта зарубежных стран в области признания документов об образовании, а также дальнейшее совершенствование процесса признания документов об образовании;

- формирование и организация деятельности экспертной комиссии (далее – экспертная комиссия), проводящей экспертизу по признанию документов, выданных в зарубежных странах по соответствующим направлениям образования (специальностям), в составе представителей Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства народного образования, Министерства юстиции Республики Узбекистан и других заинтересованных министерств и ведомств;

- прием необходимых документов об образовании и других документов для признания документов об образовании, выданных в зарубежных странах, поступивших от претендентов через центры государственных услуг или единый портал государственных услуг;

- введение в установленном порядке в информационную базу принятых документов;

- выявление наличия всех необходимых документов для процесса признания документов об образовании и организация отправки материалов Экспертной комиссии;

- организация подготовки заключения по результатам проведения экспертизы по образованию, представленного экспертной комиссией для признания;

- экспертиза документов об образовании в зарубежных странах, получение соответствующих заключений, организация и проведение специальных конкурсов, подготовка проекта соответствующего приказа;

- информирование претендентов о заключениях экспертных комиссий;

- отправка писем-запросов в зарубежные учебные заведения;

- организация тестовых испытаний для претендентов, подавших заявки на признание документов о высшем образовании и переподготовке кадров в зарубежных странах, на которые были даны положительные заключения экспертных комиссий;

- размещение информации о сроках проведения испытаний на официальном сайте Государственной инспекции в сети Интернет не менее чем за десять дней до начала испытаний;

- проведение тестовых испытаний по предметам специализации по направлениям образования и специальностям претендентов;

- объявление результатов специальных испытаний;

- организация оформления свидетельств абитуриентам при признании документов об образовании в иностранных государствах;

- обеспечение выполнения писем и заявлений от физических и юридических лиц о признании (проставлении апостиля) официальных документов, выданных в сфере образования и науки, а также документов об образовании в зарубежных странах;

- последовательный контроль за исполнением Закона «Об образовании», Национальной программы подготовки кадров и других нормативно-правовых документов, касающихся качества подготовки кадров, требований к апостилированию и признанию;

- проверка соответствия подписи должностного лица в официальном документе и печатного знака печати организации имеющимся образцам после снятия документов на апостиль, а также наличия полномочий на право подписи должностного лица;

- консультирование по вопросам апостилирования поступающих из организаций сферы образования и науки официальных документов (далее – официальных документов);

- запись в журнал учета исходящих документов в установленном порядке записи о приеме документов;

- после получения документов, подписи должностного лица в официальном документе и печати организации проверяется соответствие печатного оттиска существующим образцам, а также наличие полномочий на право подписи должностного;

- в ходе беглой проверки соответствия печатного оттиска на официальном документе, представленном для проставления апостиля, имеющемуся образцу убеждение в отсутствии исправлений, дополнительных заметок;  

- выявление отсутствия основ для отрицания проставления апостиля, в частности соответствия образца печати имеющемуся оттиску печати на официальном документе, представленном для проставления апостиля;

- проставление апостиля (в случае отсутствия обоснований для отказа в проставлении апостиля);

- принятие одного из решений о проставлении апостиля или отказе в апостиле по результатам рассмотрения обращения о проставлении апостиля в официальном документе;

- сообщение в обязательном порядке претенденту об отказе в проставлении апостиля или о дате завершения оформления документов и возможности их получения;

- после проставления апостиля и гербовой печати на официальном документе необходимо внести соответствующую запись в реестр апостилей и выдать документы претенденту.

- ведение электронной базы по проставлению апостиля на официальный документ;

- подготовка квартальных и годовых отчетов о деятельности;

- своевременное письменное реагирование на письма и обращения физических и юридических лиц.

Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по ускоренному развитию системы оказания государственных услуг» от 11 апреля 2018 года № ПП-3662 и Временному административному регламенту оказания государственных услуг по нострификации (установления эквивалентности) документов об образовании, выданных в зарубежных странах, с 1 июня 2018 года данная государственная услуга физическим лицам будет осуществляться Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан через центры государственных услуг или единый интерактивный портал государственных услуг.

В первом полугодии 2019 года (в первом полугодии 2018 года) было принято 7358 (1073) заявлений, из них поступило:

6927 (не принятых через центры государственных услуг в первом полугодии 2018 года) заявлений через центры государственных услуг;

431 (не принятых через единый интерактивный портал государственных услуг в первом полугодии 2018 года) заявлений через единый интерактивный портал государственных услуг.

В первом полугодии 2019 года (в первом полугодии 2018 года) по принятым 7358 (1073) заявлениям проведена техническая экспертиза с момента поступления заявления.

В результате в процессе технической экспертизы по 341 (118) заявлениям документы были неполными или с неоплаченным государственным сбором из-за чего они не были приняты. 7017 (955) заявлений были приняты в результате технической экспертизы и были отправлены для специальной экспертизы Экспертным комиссиям, сформированным по сферам.

Количество документов, представленных при признании и нострификации документов об образовании в зарубежных странах, в текущем периоде сократилось с 5 до 2.

В соответствии с этой системой введена система проведения специальной экспертизы документов и предоставления гражданам электронных свидетельств о нострификации в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления, предоставления гражданам заключения через государственные службы, проведения указанных специальных проверок и выдачи свидетельств о нострификации гражданам, успешно прошедшим процедуру нострификации.

В первом полугодии 2019 года поступило в общей сложности 7358 заявлений на признание и нострификацию документов об образовании в зарубежных странах (1073 в первом полугодии 2018 года), из них нострифицировано 1362 (402 в 2017 году).  

В 2019 году основная часть (93, 6%) обратившихся в Государственную инспекцию по поводу нострификации и признания документов об образовании зарубежных стран была представлена претендентами из следующих 6 стран: Российская Федерация (12,6%), Кыргызстан (35,3%), Таджикистан (34,7%), Казахстан (8,3%), Туркменистан (1,5%) и Украина (1,2%).

Если проанализировать поступившие заявления на признание и нострификацию документов об образовании зарубежных стран в первом полугодии 2019 года по областям, то можно заметить, что граждане Андижанской, Ферганской, Наманганской, Сурхандарьинской, Ташкентской областей, считающихся приграничными регионами нашей страны, а также граждане города Ташкента составляют большинство.

«Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Узбекистан о взаимном признании документов об образовании, квалификационных и научных степеней» было подписано 30 мая 2019 года в Ургенче.

Кроме этого, 20 декабря 2018 года в Москве (Российская Федерация) был подписан меморандум о сотрудничестве между государственным Главным экспертным центром по оценке качества образования при Федеральной службе по надзору в сфере науки и образования и Государственной инспекцией по надзору за качеством образования.

Важно и далее расширять интеграцию национальной системы образования в мировое сообщество, повышать привлекательность и экспортный потенциал высших учебных заведений, обеспечивать мобильность получателей образования и профессорско-преподавательского состава, совершенствовать систему признания квалификации на основе международных стандартов, устранять искусственные барьеры на пути возвращения в страну обучающейся за рубежом молодежи.

Государственная инспекция в качестве ответственного органа по признанию квалификаций с первых дней функционирования определила своей главной приоритетной задачей дальнейшее упрощение системы признания и нострификации зарубежных дипломов. 

Тем не менее, отсутствие открытой и прозрачной базы данных о национальной системе образования и квалификации накладывает чрезмерные бюрократические препоны и транзакционные издержки на наших граждан, обучающихся за рубежом. Для устранения этой проблемы в сотрудничестве с ЮНЕСКО при Государственной инспекции образуется Национальный информационный центр, включающий электронную базу данных по системе образования, квалификациям. Подключив эту базу к ЭНИС-НАРИС и другим национальным базам, будет создана возможность получать всю необходимую информацию в режиме онлайн, устраняя излишнюю бумажную волокиту и цензуру.

Государственная инспекция с целью упрощения системы признания разработала план действий на последующие два года, по которому путем присоединения к двусторонним и многосторонним международным соглашениям система признания направлена на ее согласование с международными стандартами и дальнейшее упрощение.

Кроме того, в декабре 2018 года и марте 2019 года специалисты Государственной инспекции приняли участие в процессе разработки глобальной Конвенции о признании квалификаций высшего образования в Париже.

В настоящее время в Государственной инспекции совместно с ЮНЕСКО и зарубежными экспертами изучаются требования таких документов, как Глобальная конвенция, Лиссабонская конвенция, Токийская конвенция, изучается опыт присоединения к международным многосторонним соглашениям.

План деятельности отдела легализации, признания и нострификации документов об образовании:

Результат изучений отдела легализации, признания и нострификации документов об образовании:

Раздел не найден.

Ta’lim xujjatlarini legallashtirish, tan olish va nostrifikatsiya qilish bo‘limi faoliyatidagi o‘rganishlar natijasi: