× Карта сайта
Звуковое сопровождение

На сайте присутствует звуковое сопровождение.

чтобы прослушать текст необходимо выделите его мышкой

Версия для слабовидящих

Улугбек Ташкенбаев: «Мы делаем ставку на образование в преодолении негативных последствий пандемии»

7-го мая 2022

6 мая состоялся региональный круглый стол на тему «Трансформация образования в Центральной Азии».

На мероприятии, посвященном 30-летнему партнерству Всемирного банка с Центральной Азией, профессионалы в области международного образования из стран Центральной Азии и со всего мира обсудили происходящие в сфере образования преобразования в регионе.  

За круглым столом, организованным в гибридном формате (онлайн и офлайн), основным докладчиком выступил г-н Гарри Патринос, руководитель образовательной практики Всемирного банка, затем слово было предоставлено региональным экспертам, а в заключении выступили представители органов управления и контроля образования стран региона.

Пандемия COVID-19 оказала воздействие на учащихся, учителей, семьи и сообщества. Разрушительное воздействие на результаты обучения оказало закрытие школ, что ставит под угрозу перспективы развития всего поколения. Согласно прогнозам, уровень отсутствия возможностей для обучения возрастет во всем мире с 53%, что было до начала пандемии, до примерно 70%.  Кроме того, 24 миллиона детей могут вообще остаться без получения школьного образования.

Выступившими на круглом столе неоднократно было отмечено, что по мере того, как страны всего мира начинают восстанавливаться после пандемии, группа Всемирного банка и его партнеры отстаивают важность обеспечения центральной роли людей в процессе восстановления и воссоздания человеческого капитала. В частности, было отмечено, что у каждого поколения есть возможность восполнить пробелы в образовании посредством реформ и улучшить результаты. В течение более чем двух лет системы образования адаптировались к пандемии, и эта адаптация создает стимулы для проведения преобразований в системах стран, изменения способов обучения учащихся и преподавания учителей.

Выступая на международном круглом столе от имени Узбекистана, Улугбек Ташкенбаев, начальник Государственной инспекции по надзору за качеством образования, поблагодарил Всемирный банк за помощь в реформировании сферы образования и рассказал о совместной работе, планах на будущее.

Узбекистан – одна из самых густонаселенных стран в Центральной Азии. 60% населения составляет молодежь. Именно она считается самым большим богатством и созидателем будущего Узбекистана. Под руководством Президента Шавката Мирзиёева проводятся широкомасштабные реформы, направленные на создание прочного фундамента для Нового Узбекистана и повышение благосостояния народа «путем инвестирования в человеческий капитал».

К сожалению, пандемия оказала серьезное негативное влияние на образование. Из-за пандемии в образовании было потеряно 1,5 года, что сказалось на ухудшении успевания обучающихся.  Мы осознаем, что эти потери оказывают отрицательное влияние на экономический рост и благосостояние народа и сохранятся еще долгие время. Именно поэтому мы уделяем основное внимание образованию.

В частности, принята Новая Стратегия развития Узбекистана, состоящая из семи направлений развития Узбекистана на 2022-2026 годы, где четвертым направлением определено развитие человеческого капитала.

При финансовой и технической поддержке Всемирного банка мы проводим исследования по оценке потерь образования на всех уровнях непрерывного образования и осуществляем научно обоснованные реформы для снижения негативного воздействия пандемии.

В частности, Узбекистан принял участие в исследовании REDS «Реагирование на потери в образовании», проведенном совместно с IEA, ЮНЕСКО и Европейской комиссией, а Инспекция по образованию в настоящее время в сотрудничестве со Всемирным банком завершает анализ воздействия пандемии на образование.

Не прекращая использование дистанционных образовательных ресурсов и технологий, примененных в период пандемии, мы наладили их активное использование при осуществлении самостоятельного обучения.       Постоянно проводятся онлайн-занятия на телевидении, обогащается контент платформ дистанционного обучения.

Налажена система непрерывного профессионального развития, совершенствуется система повышения квалификации и постоянной поддержки педагогов, – сказал начальник Инспекции по образованию.

В настоящее время в системе народного образования принимается специальная пятилетняя национальная программа по устранению последствий пандемии.

Сегодня в сфере образования проводятся преобразования по следующим направлениям:

повышение престижа и статуса учителя в обществе, обеспечение преемственности системы повышения квалификации педагогов, создание им условия для усиленной работы над собой и соответственно поощрение их труда. Ведь качество образования не может быть выше качества учителя;

полный пересмотр учебных программ и методов обучения на основе финского опыта;

внедрение лучших практик в систему образования через участие в международных программах оценки. В 2021 году Узбекистан впервые в своей истории принял участие в опросе PIRLS, а в настоящее время участвует в опросе PISA 2022. Я хотел бы отметить здесь финансовую и техническую поддержку Всемирного банка;

связать школу с последующими ступенями образования, обеспечить преемственность системы повышения квалификации педагогов, повысить эффективность институтов повышения квалификации, создать условия для их более самостоятельной работы;

улучшение школьной инфраструктуры и подключение всех школ к высокоскоростному интернету к концу 2022 года.

Для повышения квалификации педагогических кадров на базе 393 школ в регионах сформировано 17 «Мобильных методических групп» из профессорско-преподавательского состава вузов, опытных педагогов региональных центров повышения квалификации и школ, где общее количество педагогов составило 103 человека.

Я хотел бы поблагодарить Всемирный банк и другие международные организации за сотрудничество в поиске эффективных решений проблем повышения качества образования, и мы ценим вашу постоянную поддержку и всестороннюю помощь в этом плане, – отметил начальник Инспекции по образованию.

По итогам переговоров представители Всемирного банка, международные и местные эксперты договорились продолжить последовательное сотрудничество по трансформации образования в Центральной Азии.

Стоит отметить, мероприятие прольет свет на международный опыт в области мер по восстановлению обучения после пандемии и инноваций в образовании, успехи и проблемы образования в Центральной Азии, а также положит начало формулированию видения преобразований в сфере образования для последующих поколений в Центральной Азии.