× Карта сайта
Звуковое сопровождение

На сайте присутствует звуковое сопровождение.

чтобы прослушать текст необходимо выделите его мышкой

Версия для слабовидящих

Объявлен рейтинг высших учебных заведений и академических лицеев

26-го сентября 2022

26 сентября текущего года в Министерстве высшего и среднего специального образования было проведено мероприятие, посвященное объявлению национального рейтинга высших образовательных учреждений и рейтинга академических лицеев, выявленных Государственной инспекцией по надзору за качеством образования.

В нем приняли участие начальник Государственной инспекции по надзору за качеством образования Улугбек Ташкенбаев, первый заместитель министра высшего и среднего специального образования Комилжон Каримов, ректоры высших учебных заведений.

Главой государства в Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года определены конкретные задачи по налаживанию и дальнейшему укреплению интеграции науки-образования-производства, развитию человеческого капитала и повышению качества и эффективности в системе непрерывного образования.

В частности, в Стратегии развития предусмотрена целенаправленная подготовка 10 сильных вузов с целью их включения в международные рейтинги QS и THE до 2026 года. Согласно чему, главной задачей была обозначена разработка исходя из потенциала и особенностей высших образовательных заведений целенаправленных программ на 5 лет, что позволит обеспечить их включение в рейтинги.

С 2017 года Государственная инспекция по надзору за качеством образования ежегодно публикует Национальный рейтинг высших учебных заведений в целях создания здоровой конкурентной среды среди высших образовательных организаций, поднятия качества образования на более высокий уровень, всесторонней поддержки их вхождения в международные рейтинги.

Согласно международному опыту, главным критерием деятельности престижных университетов мира является академический престиж, результативность научно-исследовательской деятельности и качество кадров. Эти показатели достигаются профессорами и преподавателями путем публикации статей в журналах с высоким импакт-фактором, повышения показателей цитируемости, инвестиционной привлекательности, привлечения зарубежных образовательных и научных технологий, установления взаимовыгодного сотрудничества в сфере образования, науки и производства.

В этом направлении Инспекцией по образованию и ответственными министерствами и ведомствами проводится ряд работ:

разработана и взята под контроль программа мер по совершенствованию деятельности по подготовке кадров высших учебных заведений;

налажен постоянный мониторинг деятельности по коммерциализации результатов образования, науки, инноваций и научных исследований;

внедрен национальный опрос работодателей;

ведется сотрудничество с экспертами Европейской ассоциации по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA), международного научного издательства (Elsevier) и престижных международных рейтинговых агентств (QS-Quacquarelli Symonds, THE-Times High Education).

В результате, согласно анализу основных показателей эффективности деятельности высших учебных заведений:

научный потенциал увеличился в среднем на 6,1% за последние пять лет: 2017 год – 30,3%, 2018 год – 34,0%, 2019 год – 34,1%; 2020 год – 34,5%, 2021 год – 36, 4%.

  • возросла активность по коммерциализации результатов образования, науки, инноваций и исследований, и высшие учебные заведения увеличили доход от научно-исследовательской деятельности с 49,7 млрд. сум в 2017 году до 236,1 млрд. сум в 2021 году (в 5 раз).
  • число профессоров с ученой степенью доктора наук (DSс) или званием профессора достигло 2790 (2477 в прошлом году), число профессоров с ученой степенью кандидата наук (PhD) или званием доцента достигло 9992 (8710 в прошлом году);
  • число профессоров и преподавателей со степенью PhD или DSc из вузов, вошедших в список лучших 1000 вузов мира, увеличилось до 497 (450 в прошлом году);
  • количество научных статей в престижных международных журналах увеличилось в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом, достигнув 19981;

количество иностранных студентов увеличилось в 21,1%, достигнув 5768 человек.

Эти положительные показатели роста также влияют на позиции наших национальных вузов в международных рейтингах. Их результаты улучшаются с каждым годом. В частности, Национальный университет Узбекистана вошел в число 500 лучших университетов мира по результатам, достигнутым в области «Математика» по версии QS. 10 отечественных высших учебных заведений вошли в рейтинг азиатских университетов, опубликованный Times Higher Education за 2022 год.

Кроме того, 30 наших высших учебных заведений вошли в рейтинг THE Impact Rankings за 2022 год, целью которого является оценка влияния высших учебных заведений на достижение Целей устойчивого развития (ЦУР), предусмотренных Организацией Объединенных Наций до 2030 года.

Национальный университет Узбекистана, Национальный исследовательский университет «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства», Ташкентский государственный технический университет и Самаркандский государственный университет заняли места в рейтинге QS развивающихся стран Европы и Центральной Азии.

Инспекция по образованию также подготовила национальный рейтинг по итогам 2021 года. В рамках национального рейтинга эффективность имеющих выпускников 92 вузов (в том числе 23 филиала) оценивалась на основе 20 индикаторов по 4 направлениям:

  • интеграция научно-исследовательской деятельности и образования-науки-производства;
  • учебно-методическая работа и качество преподавания;
  • знание студентов и качество выпускников;
  • развитие спорта.

            Результаты национального рейтинга основываются на отраслевой принадлежности высших учебных заведений и базируются на следующем:

            1) Высшие учебные заведения социально-гуманитарной сферы - 33;

            2) Высшие учебные заведения в области техники и сельского хозяйства - 21;

            3) Высшие учебные заведения в области медицины - 9;

            4) Высшие учебные заведения в области культуры, искусства и спорта - 6.

В высших учебных заведениях социально-гуманитарной сферы:

ведущие позиции: Национальный университет Узбекистана, Ташкентский финансовый институт, Самаркандский государственный университет, Международная исламская академия Узбекистана, Ташкентский государственный юридический университет;

последние места заняли: Педагогический институт Каршинского государственного университета, Педагогический институт Термезского государственного университета, Кокандский государственный педагогический институт, Гулистанский государственный университет, Узбекский государственный университет мировых языков.

В вузах технической и сельскохозяйственной сферы:

ведущие позиции: Национальный исследовательский университет «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства», Навоийский государственный горный институт, Ташкентский государственный технический университет;

последние места заняли: Термезский инженерно-технологический институт, Термезский институт агротехнологий и инновационного развития,  Самаркандский государственный университет ветеринарной медицины, животноводства и биотехнологий, Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт.

 

В вузах в сфере медицины:

ведущие позиции: Ташкентская медицинская академия, Бухарский государственный медицинский институт, Ташкентский государственный стоматологический институт;

последние места заняли: Ферганский медицинский институт общественного здоровья, Каракалпакский медицинский институт, Андижанский государственный медицинский институт.

В вузах в области культуры, искусства и спорта:

ведущие позиции: Государственная академия хореографии Узбекистана, Национальный институт художеств и дизайна;

последние места заняли: Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, Узбекский национальный институт музыкального искусства.

В ОБЩЕМ РЕЙТИНГЕ:

ведущие позиции: Национальный исследовательский университет «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства», Национальный университет Узбекистана, Ташкентский финансовый институт, Самаркандский государственный университет, Навоийский государственный горный институт;

последние места заняли: Термезский инженерно-технологический институт, Узбекский национальный институт музыкального искусства, Ферганский медицинский институт общественного здоровья, Термезский институт агротехнологий и инновационного развития, Педагогический институт Каршинского государственного университета.

В то же время, по основным показателям:

1. В научном потенциале вузов:

ведущие позиции: Международная исламская академия Узбекистана, Ташкентский государственный аграрный университет, Ташкентский государственный стоматологический институт, Ташкентский финансовый институт, Ташкентский педиатрический медицинский институт;

последние места заняли:  Педагогический институт Каршинского государственного университета, Каракалпакский медицинский институт, Термезский инженерно-технологический институт, Самаркандский государственный институт иностранных языков, Узбекский государственный университет мировых языков.

Национальный университет Узбекистана, Самаркандский государственный университет, Ташкентский университет информационных технологий, Национальный исследовательский университет «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства», Ташкентский государственный технический университет лидируют по количеству профессоров и преподавателей, получивших ученую степень доктора философии (PhD) и доктора наук (DSс) в престижных университетах мира, входящих в список ТОП-1000. В 8 вузах таких всего по одному человеку, а в 11 вузах таких педагогов вообще нет. 

Большинство иностранных профессоров и преподавателей работают в Ташкентской медицинской академии, Ташкентском государственном техническом университете, Самаркандском государственном университете, Ташкентском государственном университете узбекского языка и литературы.

Количество стран, из которых в Узбекистан приезжают иностранные профессора, преподаватели и студенты, увеличилось на 10% и на сегодняшний день составляет 68. Большинство иностранных профессоров и преподавателей приехали из России, Казахстана, Кыргызстана, Южной Корее, Беларуси. Большинство студентов приехали из Туркменистана, Пакистана, России, Индии, Казахстана.

В оценке качества выпускников высших учебных заведений работодателями – в анкетировании приняли участие респонденты из 5354 организаций:

положительную оценку работодателей больше всего получили:  Национальный университет Узбекистана, Ташкентская медицинская академия, Университет мировой экономики и дипломатии, Ташкентский  государственный университет узбекского языка и литературы, Самаркандский государственный университет, Ташкентский финансовый институт. 

По результативности интеграции образования-науки-производства и научно-исследовательской работы:

больше всего средств заработали: Национальный исследовательский университет «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства», Ташкентский государственный технический университет, Навоийский государственный горный институт, Ташкентский университет информационных технологий и др.

Меньше всех заработали такие вузы, как Узбекский национальный институт музыкального искусства, Педагогический институт Каршинского государственного университета, Ферганский медицинский институт общественного здоровья.

РЕЙТИНГ ФИЛИАЛОВ

За последние два года также составляется рейтинг филиалов вузов. Целью этого является повышение ответственности филиалов за качество образования и побуждение их к работе над повышением качества образования.

По результатам рейтинга в топ-5 филиалов входят:

ведущие позиции: Бухарский филиал Национального исследовательского университета «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства», Ургенчский и Самаркандский филиалы ТУИТ, Нукусский филиал Навоийского государственного горного института, Джизакский филиал НУУз;

последние места заняли: Янгиерский и Шахрисабзский филиалы Ташкентского химико-технологического института, Термезский филиал Ташкентской медицинской академии, Нукусский и Ташкентский филиалы Самаркандского государственного университета ветеринарной медицины, животноводства и биотехнологий.

На мероприятии были поставлены задачи по повышению эффективности деятельности высших учебных заведений, усилению интеграции образовательного и научного производства, повышению их позиций в международных рейтингах, а также принятию особых мер по определению ответственности и соответствия должности ректоров и проректоров. 

            В мероприятии также был объявлен рейтинг академических лицеев. Инспекцией по образованию в этом году впервые была изучена эффективность деятельности имеющих выпускников 65 академических лицеев, на основе чего был подготовлен национальный рейтинг по качеству образования (по итогам деятельности за 2021 год).

            Оценка качества образования в академических лицеях осуществляется по
4 важным направлениям по 7 индикаторам:

            - конкурентоспособность академического лицея (количество претендентов при приеме в академический лицей);

            - достижения и результаты выпускников (показатель поступления выпускников в вуз, достигнутые показатели на престижных предметных олимпиадах и согреваниях, уровень знаний);

            - уровень качества и потенциал педагогов (доля окончивших престижные зарубежные вузы педагогов, педагоги с научным потенциалом и сертификатов);

            - духовно-просветительская и учебно-воспитательная среда (достигнутые в рамках 5 инициатив результаты);

            - доля учащихся, обладающих национальным или международным сертификатом об уровне владения иностранным языком и предметами;

            - доля педагогов основного штата с ученой степенью, обладающих национальным или международным сертификатом об уровне владения иностранным языком и знании предметов;

            - доля зарубежных и отечественных педагогов, имеющих дипломы высших образовательных учреждений, занимающих первые 1 000 позиций в рейтинге международно признанных организаций – Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Higher Education или Aсademic Ranking of World Universities.

По результатам в первую десятку общего рейтинга вошли следующие академические лицеи:

«International House-Tashkent» Национального исследовательского университета «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства», академические лицеи Международного Вестминстерского университета в Ташкенте, Ташкентского педиатрического медицинского института, Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы, Университета мировой экономики и дипломатии.

На последних позициях рейтинга соответственно оказались академические лицеи следующих вузов:

Ташкентского химико-технологического института, Каршинского государственного университета, Нукусского филиала Ташкентского государственного аграрного университета, Ташкентского государственного аграрного университета, Бухарского государственного медицинского института.

На основе результатов рейтинга академические лицеи, в показателях качества обучения которых непрерывно в течение трех лет наблюдается отрицательная динамика, занимающие одно из пяти последних мест в рейтинге, передаются в ведение других высших образовательных учреждений либо реорганизуются в образовательные учреждения иного типа.