× Карта сайта
Sound
Звуковое сопровождение

На сайте присутствует звуковое сопровождение.

Чтобы прослушать текст необходимо выделите его мышкой

Специальные возможности Специальные возможности

Был объявлен Национальный рейтинг вузов Узбекистана
18.10.2020

Слайд1.JPG

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 года № ПП-2909 в целях создания здоровой конкурентной среды среди высших учебных заведений, повышения качества образования на более высокий уровень и всестороннего содействия их включению в международные рейтинги Государственной инспекцией по надзору за качеством образования последние три года объявляется Национальный рейтинг высших учебных заведений.

В Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года предусмотрено включение не менее 10 высших образовательных учреждений республики в первые 1 000 позиций перечня высших образовательных учреждений в рейтинге международно признанных организаций (Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Нigher Education или Academic Ranking of World Universities), в том числе Национального университета Узбекистана и Самаркандского государственного университета — в первые 500 позиций данного перечня.

Национальный рейтинг организован с целью оказания содействия высшим образовательным учреждениям в занятии позиций в престижных международных рейтингах. С целью ускорения работ в этом направлении Инспекцией по образованию и Министерством высшего и среднего специального образования утверждена «Дорожная карта». Посредством национальной рейтинговой системы, адаптированной к международным рейтинговым индикаторам, улучшения показателей качества высших учебных заведений из года в год предусматривается обеспечение их включения в мировой рейтинг.

За прошедший период Инспекцией по образованию был глубоко изучен опыт развитых стран. С привлечением группы зарубежных экспертов действующий национальный рейтинг был заново проанализирован. Специалисты таких престижных рейтинговых агентств, как QS (Quacquarelli Symonds) и THE (Times Higher Education World University Rankings), ознакомились с национальной рейтинговой системой и дали соответствующие рекомендации. На сегодняшний день продолжается сотрудничество по дальнейшему совершенствованию методики составления рейтинга.

Слайд8.JPG

В обновленную методику вошли такие новые индикаторы, как оценка работодателями выпускников высших учебных заведений, результативность научно-исследовательской деятельности высшего образовательного учреждения, уровень знаний студентов предметов по специальности, доля опубликованных научных статей профессорско-преподавательского коллектива в таких международных базах, как «Web of Science», «Scopus», индекс научного цитирования.

Стоит отметить, что основная информация, необходимая для определения национального рейтинга, была обобщена до марта текущего года. Несмотря на нежданно нагрянувшую пандемию коронавируса, работа по определению национального рейтинга вузов продолжается. Кроме того, информация, требующая дополнительного изучения, была анализирована на расстоянии или с выездом на место. Несколько раз с ректорами высших учебных заведений были изучены и доведены до состояния прозрачности данные по каждому индикатору. Перед подсчетом рейтинговых баллов аналитические сведения были представлены ректорам высших учебных заведений на утверждение.

Согласно международному опыту на основе усовершенствованных индикаторов в феврале-июне текущего года была изучена деятельность 57 вузов республики (вместе с филиалами) и на 1 января 2020 года были подготовлены результаты их рейтинга.

1. В гуманитарной и экономической сферах. Национальный университет Узбекистана, Самаркандский государственный университет, Ташкентский финансовый институт, Ташкентский государственный университет узбекского языка и литературы.

На последних местах оказались Нукусский государственный педагогический институт, Кокандский государственный педагогический институт, Гулистанский государственный университет, Джизакский государственный педагогический институт и др.

В этом направлении Международная исламская академия Узбекистана, Ташкентский государственный университет узбекского языка и литературы, Университет мировой экономики и дипломатии поднялись на более высокий уровень по сравнению с предыдущим годом.

2. В технической и сельскохозяйственной сферах ведущие позиции заняли Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, Ташкентский университет информационных технологий, Ташкентский государственный аграрный университет, Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Андижанский машиностроительный институт, Бухарский инженерно-технологический институт, Самаркандский институт ветеринарной медицины, Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт заняли последние места.

В этом направлении Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства смог удержать лидерство в национальном рейтинге. Кроме того, такие вузы, как Ташкентский государственный аграрный университет, Ташкентский государственный технический университет, Ташкентский архитектурно-строительный институт, поднялись на более высокий уровень, чем в предыдущем году.

В сфере медицины ведущие места заняли Ташкентский государственный стоматологический институт, Ташкентская медицинская академия, Бухарский государственный медицинский институт. Бухарский государственный медицинский институт занял 12-е место в рейтинге, поднявшись на 16 позиций по сравнению с прошлым годом.

Ташкентский фармацевтический институт, Андижанский государственный медицинский институт заняли последние места.

3. В сфере культуры, искусства и спорта лучшими оказались Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана. Данные вузы в первоначальных рейтингах были в последней десятке. В текущем рейтинге произошли положительные изменения в деятельности этих высших учебных заведений, и им удалось подняться на 29-е и 32-е места соответственно.

Государственная академия хореографии Узбекистана оказалась на последнем месте.

В общем рейтинге лидирующие места заняли Национальный университет Узбекистана, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, Самаркандский государственный университет, Ташкентский университет информационных технологий, Ташкентский государственный аграрный университет.

Последние места заняли Нукусский государственный педагогический институт, Кокандский государственный педагогический институт, Гулистанский государственный университет, Джизакский государственный педагогический институт.

Слайд2.JPG

За прошедший год количество профессоров и преподавателей отечественных вузов, работающих в штате как основные, увеличилось на 10,6%, количество студентов – на 25,4%, преподавателей с ученой степенью доктора наук (DSc) или званием профессора – на 11,0%, преподавателей с ученой степенью кандидата наук (PhD) или званием доцента – на 10,1%, защиты диссертаций (в том числе полученные звания профессора или доцента) – на 41,1%.

По научному потенциалу лучшими оказались Национальный университет Узбекистана, Ташкентский государственный университет узбекского языка и литературы, Самаркандский государственный университет, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства.

Последние места заняли Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, Самаркандский государственный институт иностранных языков, Термезский государственный университет, Кокандский государственный педагогический институт, Ферганский политехнический институт.

По количеству профессоров и преподавателей, получивших научные степени доктора философии (PhD) и доктора наук (DSc) в 1000 престижных вузах мира, лидируют Ташкентский университет информационных технологий, Самаркандский государственный университет, Национальный университет Узбекистана, Ташкентский государственный аграрный университет. Таких профессоров-преподавателей нет в 7 университетах.

Большинство зарубежных профессоров и преподавателей работают в Ташкентской медицинской академии, Национальном университете Узбекистана, Узбекском государственном университете мировых языков, Бухарском государственном медицинском институте.

Больше всего оценок работодателей получили такие вузы, как Национальный университет Узбекистана, Самаркандский государственный университет, Ташкентский университет информационных технологий, Ташкентская медицинская академия, Самаркандский государственный медицинский институт.

Работодатели положительно ответили по таким пунктам: «Уровень знаний и практических навыков выпускников» - 84,5%, «Уровень сотрудничества вуза с работодателями» - 80,2%, «Возможности дальнейшего роста выпускников» - 85,3%, «Качество подготовки кадров вузов» - 82,5%.

Сегодня особое внимание уделяется обеспечению финансовой независимости, совершенствованию мер по нахождению ими дополнительных средств. Этот показатель также включен в Национальную рейтинговую систему в качестве отдельного показателя. При этом самый высокий показатель по вырученным средствам на основе результатов научно-исследовательской деятельности на одного преподавателя показал Университет мировой экономики и дипломатии (42,97 млн. сум). На последующих позициях оказались: Ташкентский университет информационных технологий (33,24 млн.сум), Ташкентский педиатрический медицинский институт (24,21 млн.сум), Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства (20,68 млн.сум) и Ташкентский институт по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог (20,11 млн.сум).

В дальнейшем с целью ускорения процесса занятия достойных позиций высших учебных заведений в международных рейтингах на основе анализа результатов рейтинга и постоянной оценки их эффективности с помощью цифровых технологий планируется:

до 2030 года принятие государственной программы по реализации проекта «2/500» для включения 2 высших учебных заведений в топ-500 и «8/1000» для включения 8 высших учебных заведений в топ-1000;

разработка интерактивного веб-портала, который позволит сравнивать эффективность деятельности высших учебных заведений на основе рейтинговых показателей (benchmarking) и мониторинга в режиме реального времени.