× Карта сайта
Sound
Звуковое сопровождение

На сайте присутствует звуковое сопровождение.

Чтобы прослушать текст необходимо выделите его мышкой

Специальные возможности Специальные возможности

Объявлен рейтинг общеобразовательных школ
23.10.2020

Указом Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления народным образованием» от 5 сентября 2018 года на Государственную инспекцию по надзору за качеством образования при Кабинете Министров возложена задача ежегодно составлять и объявлять рейтинг эффективности деятельности общеобразовательных учреждений путем отбора в разрезе районов и городов.

В 2019/2020 учебном году Инспекцией по образованию в целях определения рейтинга общеобразовательных учреждений проведены работы по изучению ситуации и опросы. На основании результатов изучения качества образования в школах районов и городов нашей страны проведен анализ и определен их рейтинг с использованием международного опыта.

3J0A9748.jpg

22 октября текущего года состоялось заседание, посвященное обсуждению объявления рейтинга общеобразовательных школ и его результатов. На заседании, которое проводилось в формате видеоконференции, приняли участие руководители Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров, Министерства народного образования, а также их региональных структурных подразделений.

3J0A9743.JPG

Главная цель внедрения системы рейтинговой оценки эффективности деятельности школ - оказание содействие образовательным учреждениям в выведении оценивания знаний учащихся по республике на уровень программ PISA (международная программа по оценке знаний 15-16-летних учащихся), TIMSS (оценивание грамотности учащихся 4 и 8-х классов по математике и естественным предметам), PIRLS (оценивание уровня и качества чтения текстов учащихся начальных классов) таких престижных учреждений, как Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) и Международная ассоциация по оценке учебных достижений (IEA).

Слайд1.JPG

Стоит подчеркнуть, что в 2019 году, когда был впервые объявлен рейтинг, было охвачено 10 % школ. А в нынешнем году запланирован охват 20 % школ республики. В целях определения рейтинга школ для 2019/2020 учебного года с 3 октября по 18 декабря 2019 года в 992 общеобразовательных учреждениях республики были проведены работы по контролю и социологические опросы. На апрель 2020 года были запланированы работы по изучению еще в 10 % школах (которые приняли участие в прошлогоднем рейтинге). К сожалению, из-за пандемии эти мероприятия не были проведены. Поэтому в текущем году объявляются результаты рейтинга, проведенного в 992 (10%) школ. Список внесенных в рейтинг школ сформирован путем отбора на основании технологии, которая утверждена Координационной комиссией по составлению рейтинга общеобразовательных учреждений. По результатам конкурса в рейтинговый список вошли 186 специализированных и 806 обычных школ.

В процессе формирования индикаторов, определяющих рейтинг школ, был изучен современный зарубежный опыт. В частности, глубоко проанализирована методика по оценке рейтингов общеобразовательных учреждений в таких странах, как США, Российская Федерация, Япония, Австралия, Швейцария, Голландия, Канада и Украина. По зарубежному опыту изучены такие индикаторы, как оценка эффективности процессов обучения и учебы в школе путем оценки знаний и навыков учащихся, а также проведения опросов среди директоров и преподавателей школ, которые являются основными критериями определения рейтинга.
Слайд2.JPG

Исходя из местного и зарубежного опыта, а также размышлений специалистов для составления рейтингов школ как основные критерии установлены следующие 4 показателя:

- показатель поступления в вуз (35 баллов);
- уровень знания учеников 9-х классов (25 баллов);
- доля преподавателей высшей и первой категорий (20 баллов);
- результаты опросов, проведенных среди учащихся и педагогов общеобразовательного учреждения (20 баллов).

Слайд3.JPG
В внедряемых индикаторах рейтинга 60% общего результата отражает уровень знания учеников.

На основании вышеупомянутых индикаторов проанализирована деятельность 992 (10% от общего числа) общеобразовательных учреждений (средних школ) в республике и определены их рейтинговые результаты на 1 июля 2020 года:

В рейтинге по территориям первые три места заняли Бухарская, Наманганская и Хорезмская области, а самые низкие показатели выявлены у Сырдарьинской, Ташкентской и Сурхандарьинской областей.

Слайд4.JPG

Общий рейтинг:
В Топ-20 вошли из Андижанской - 6, Ферганской - 4, Хорезмской - 2, Каракалпакстана - 2, Наманганской областей - 2 школы и по одной из Бухарской, Самаркандской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей.

В худшей Топ-20 отметились школы из Кашкадарьинской - 5, Сурхандарьинской - 4, Самаркандской - 3, Ташкентской - 2, Сырдарьинской областей - 2, а из города Ташкента - 1, Андижана - 1, Каракалпакстана - 1, Бухары - 1.

Слайд5.JPG

В рейтинге специализированных школ самых высоких мест удостоились специализированная школа № 3 города Намангана, специализированная школа № 5 Элликкалинского района и специализированная школа № 5 города Коканда.
Слайд6.JPG

Среди обычных школ лучшие рейтинги показали школа № 48 города Нукуса, школа № 3 Бешарыкского района и школа № 2 города Бухары.
Слайд7.JPG

20-28% специализированных школ Андижанской, Наманганской, Ферганской и Бухарской областей внесены в Топ-100.

15-20% учебных заведений Самаркандской, Бухарской, Навоийской и Джизакской областей обозначились в Топ-100 обычных школ.

Слайд10.JPG

По показателям поступления выпускников 11-х классов в высшие учебные заведения лидируют город Ташкент (10,2%), Республика Каракалпакстан (10,4%), Навоийская (10,2%), Ферганская (10,7%) и Бухарская (16,5%) области.

Слайд8.JPG


В проверках по надзору, проведенных для определения уровня знания учеников 9-х классов, приняли участие всего 22769 учащихся. Из них положительные оценки получили 56.1% по диктанту по родному языку и 11.97% - по письменной работе по математике.
Слайд9.JPG

Лучшие результаты по диктанту показали в Сырдарьинской, Бухарской, Джизакской, Самаркандской областях. В частности, СГОШ №49 Жондорского района, школа №58 Нуратинского района, школа № 5 Пайарыкского района, школа № 31 Мирабадского района, школа № 1 Хивинского района, школа № 1 Хавасского района, СГОШИ №3 Багдадского района, СГОШИ № 65 Узбекистанского района, СГОШ № 1 Алтыарыкского района и школа № 1 Сариасийского района показали положительный результат на 100%.
По итогам проверок письменных работ по математике самые лучшие результаты показали Самаркандская, Хорезмская, Наманганская и Бухарская области. А самые низкие показатели оказались у города Ташкента, Ташкентской области и Каракалпакстана.

По долевым показателям среди учителей высшей и первой категорий верхние строчки рейтинга заняли Ферганская, Андижанская и Наманганская области. А в нижней части списка школы Самаркандской, Сурхандарьинской и Джизакской областей.

  
На опросах с учителями школ приняли участие в общей сложности 28707 кадровых педагогов. Социологический опрос проведен на основании вопросов международных исследований TALIS. Данные опросы дали возможность проверять профессиональную деятельность учителя. Во время опросов преподаватели излагали собственные мнения, суждения, а также рассказали о своей профессиональной подготовке, педагогической деятельности, об условиях, созданных в своих школах.

 Стоит отметить, что в этом году рейтинг школ охватывает 10 процентов из существующих 10000 школ, то есть 992 из них. В дальнейшем, в связи с увеличением числа школ, подключенных к оптоволоконному интернету, планируется охватить 100 процентов школ эффективным использованием современных информационных коммуникаций.

На основании анализа результатов рейтинга будут разработаны меры, направленные на формирование среды здоровой конкуренции, повышение качества образования в школах, уровня знания и педагогического мастерства педагогов, обеспечение открытости и прозрачности в деятельности общеобразовательных учреждений. В дальнейшем будут использованы все возможности по устранению недостатков.

Пресс-служба

Государственной инспекции

по надзору за качеством образования